В 1846 году, когда редут был переведен в разряд станиц, в Усть-Заостровской станице было впервые выбрано станичное правление во главе с атаманом Аркашовым. Впоследствии атаманами были казаки из родов Березовских, Козельских, Туголуковых, Коневых.
В чем же состояла основа жизни и быта казаков? Первейшим делом являлось воспитание, обучение, подготовка и сборы казака на государеву службу. К 20-ти годам казак обязан был уметь всё, что умеет настоящий воин, а также иметь первостатейного и обученного строевого коня, форму, холодное оружие, провиант и фураж на трое суток. В обязанности казака входило и умение читать и писать, знать хотя бы один «инородческий» язык.
В каждой семье соблюдался особый уклад, закон, порядок. Всей семьей и родом командовал старейший в семье и роду мужчина, его слово было непререкаемым. Именно старики были хранителями заветов, обычаев, семейных преданий.
Наказной атаман щедро наделял своих людей угодьями. Земельный пай на каждого казака, достигшего 15-ти лет, составлял 30 десятин (32,7 га), на женщин надел не полагался. Усть-Заостровка считалась зажиточной, богатой станицей, но богато жили далеко не все. Лучшими землями владела казачья верхушка (есаулы, сотники, десятники), а казачья голытьба батрачила на них. Отдельные богатые станичники нанимали в страду по 120 батраков – неимущих соседей и переселенцев, прибывших в прииртышье из дальних мест в поисках лучшей доли. Среди жителей станицы были выходцы с Дона, Вятки, Черниговщины, Устюга, Перми, сибирские крестьяне и посадские люди из Тобольска, Тюмени, Тары, Сургута. С первых лет существования редута сюда направлялись колодники для работ. Среди ссыльных было много крепостных крестьян, отправленных в Сибирь «за буйства против помещиков». В начале 1826 года в Сибири начали появляться участники восстания декабристов. Они знакомили сибиряков с достижениями культуры, научной и технической мыслью, прививали им вкус к знаниям и чтению книг.